вторник, 11 октября 2011 г.

Поговорим о ландшафтах

Японский сад – вершина ландшафтной архитектуры. При всей своей видимой простоте он очень сложен. Эта изысканная, глубоко продуманная простота оказывает на зрителей сильнейшее художественное воздействие.

Компоновать японский сад нужно так, чтобы он не раскрывался обзору сразу весь. Должна быть интрига сада. Самые интересные элементы и картины должны неожиданно возникнуть перед вами: за поворотом тропинки, за холмом, из-за дерева. Впечатления от неожиданной встречи с прекрасным бывают куда более сильными, чем, если бы вы раскрыли композицию своего сада одномоментно.

Японский сад обязательно включает в себя пять компонентов:
1. духовный – ИДЕЯ ( ради чего вы создаёте этот сад)
и четыре материальных компонента :
2. КАМНИ,
3. ВОДА,
4. РАСТЕНИЯ,
5. АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Даже хотя бы один из этих элементов убрать нельзя: это повлечёт за собой потерю гармонии и самого понятия «японский сад».

В концепции сада в японском стиле изначально заложена идея холмистости, что даёт возможность создавать очень интересные композиции. Именно холм выступает как символ горы, а Япония – страна гор.
Причём, только после установки камней в саду можно продолжать его формирование. Потому что камни – основа сада в японском стиле. К этой основе «приращивается» всё остальное. Если камни в вашем саду будут размещены правильно, всё остальное получится как бы само собой - это как раз и будет результатом верной расстановки камней. Ваши «горы» в сочетании с правильно подобранными растениями и с соответствующими архитектурными и водными элементами помогут более точно воплотить в жизнь идею японского сада.

Настоятель дзенского монастыря когда-то сказал: «..В моём саду камней поселилось всё мироздание разом и только ждало, когда пытливый глаз откроет его и войдет в него, чтобы стать частью его…».
Символика камней в японском садовом искусстве поражает разнообразием.
Символически создать море мы можем, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим.
Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, мы получим символический образ морского залива.

Гравием коричневых оттенков можно символически изобразить землю. Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание Картины сада.

Источник всего живого на земле - вода. Благодаря синтоистской и дзенской эстетике, вода одухотворена и воспета японцами в различных видах искусства (как и горы, и камни, и растения).

Вода в саду японского стиля обязательна так же, как и камни. Настоящая или символическая, вода должна тут присутствовать. И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, – это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным.

Япония - островное государство, окружённое водой со всех сторон. Неудивительно, что вода здесь является обязательным элементом любого сада. Вода может присутствовать в нём в форме водоёмов, водопадов; а если позволяет площадь сада, то и в виде небольших речек или ручьёв. Однако если площадь сада невелика, то элемент воды может быть представлен в виде тсукубаи (цукубаи), соцу (сеси одоси), а также в форме каменных или гравийных композиций, символизирующих воду.

У самой дороги

Чистый бежит ручей,

Тенистая ива.

Я думал, всего на миг,

И вот, стою долго-долго.
Сайгё.


К подбору растительности для сада в японском стиле нужно приступать, предварительно изучив суть вопроса. Только грамотно подобранный растительный мир вашего сада в сочетании с «природно» уложенными камнями придадут ему удивительное очарование и естественную гармонию. Формирование растительной составляющей сада в японском стиле может быть успешным, если вы хорошо усвоите особое отношение японцев к цвету в своих садах. Оно в корне отличается от европейского.


В классических японских садах вы не встретите многоцветья, но зато обязательно увидите здесь все оттенки зелёного.



Этих оттенков зелёного такое огромное количество, что получается удивительная картина тонкой игры полутонами.
А цветок - как штрих, дополняющий что-то или раскрывающий идею, символ чего-то.

При подборе растений нужно знать, что сад в японском стиле должен быть интересен во все времена года. Растения в этом играют важную роль, и хвойные - в первую очередь. Именно постоянство цвета хвойных делает сад интересным в любое время года. Формы стволов и ветвей, сезонное изменение окраски листвы, стволов, ветвей – это тоже элементы создания красоты сада зимой.

При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами:
*главный принцип – подражание природному ландшафту;
*принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;
*принцип неповторяемости элементов композиции сада;
*принцип незавершённости;
*всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.

Каждый из принципов создания японского сада характерен для мира живой природы, в котором мы не увидим два абсолютно 
одинаковых, симметричных или параллельных дерева.
Не увидим остановившийся в своём развитии природный ландшафт.
Всё в природе течёт и изменяется. Так должно быть и в саду.

В Японском Саду Мартины соблюдены почти все требования и принципы – вышивая Садики камней я нашла все компоненты. Единственный, пожалуй, недочет в том, что маленькие цветочки - Алжирские глазки кое где идут в четном количестве, но это, я думаю небольшой недостаток… В конце-концов – сколько выросло цветочков – столько и выросло… :)


Идея – Священные ворота Тории – смотрят на нас с центра свободного пространства садика.

Камни и Вода, растения-бонсаи, подобранные под времена года – обрамляют основную идею.

Архитектурные сооружения мы построим чуть позже – нас ждут и фонарики и мостики, также в обрамлении подходящих растений и цветов. И будет у нас в Саду гармония.
Садики и бонсайчики вышились у меня на одном дыхании. Любимая ниточка данного этапа – SNC 055 Camouflage, все оттенки зелено-коричневого – как и должно быть в японском саду…



11 комментариев:

  1. Наташа, огромное спасибо за такое подробное исследование японских садов. Это именно тот материал, который помогает глубже понять наш любимый садик. И вообще, огромная благодарность, что ты так фундаментально участвуешь в наших делах- одни переводы инструкций чего стоят! Очень жаль, что не довелось на встрече пообщаться. Спасибо за подарочек.

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, идея японского сада совпадает с идеей построения мандалы вообще - в центре главное божество - смысл. Вот, как интересно. Хотя это и синтоизм.
    После того, как лучше узнаешь законы создания таких садов, возникает особое видение и Китайского Сада от Мартины, его отличие.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за интересный рассказ.Все больше хочеться вышить этот садик!

    ОтветитьУдалить
  4. Мандала Японский садик - это бесконечные исследования одной и той же темы и самое удивительное в том, что эти исследования не повторяются. Каждая рукодельница, вышиваю это Чудо Мартины, находит свои слова, своё понимание, своё ощущение этого изображения. И кто бы и дальше не вышивал этот садик - у него будут свои восторги, свои слова воздействия на нас, и мы будет снова и снова восхищаться им, хотя знаем уже почти каждый крестик этой мандалы наизуть.... Это лучшая мандала Мартины!!!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Наташа, рассказ просто изумительный! Прочитала на одном дыхании. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, да, я абсолютно согласна на счет того, что Японец и Китайчик несут опреденный смысл. Я можно сказать медитировала на свои сады, сначала, как полагается, позанималась йогой, а потом начала разглядывать сады, дада, каждый раз открывается что-то новое!

    ОтветитьУдалить
  7. Девочки, спасибо большое!!! Я без ума от него и вы меня понимаете...
    Как маньяк несусь с работы к станку... :)

    А про ландшафты я случайно нашла на сайте gardenia.ru - и ведь действительно, можно такое и на "приусадебном" участке устроить.

    Ольчик, Китайчик - вообще тема - там серединка- запретный город - легенд неперечеть!

    Леночка, очень жалко, что не встретились... Надеюсь на следующий раз - или - в бесподобном Питере ( люблю ваш город очень! )

    Светочка, с твоими цветами я почему то категорически не совпадаю... Неужели за полтора года так по-другому стали красить нитки???

    Все время держу твои фото за основу и часть ниток - ну просто как небо и земля.

    ОтветитьУдалить
  8. Натуля,спасибо! Очень впечатлена твоим рассказом.И мне так жаль,что ты не смогла приехать на встречу...твой Японец так быстро растет! Как ты его любишь - чувствуется в каждом слове.Надеюсь,это будет продолжаться до самого конца.Пусть у тебя будет больше возможностей вышивать!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Наташа, "камуфляж" точно стал другим со времен моего Садика. Есть или был "камуфляж" с пометкой "green" (такой был у меня в наборе на Японца), а есть просто "камуфляж" с большим количеством коричневого цвета.
    Я столкнулась при заказе дополнительного мотка ниток к оставшемуся от Японца. Пришел совсем другой.
    И кроме того, в разных партиях цвета могут и ярче и тускнее.

    ОтветитьУдалить
  10. Натусь, мне тоже так жаль...
    Но я надеюсь, что это не последняя встреча была :)

    Светлан, у меня обычный "камуфляж" - но очень красивый...

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за превосходный рассказ! Очень интересно! Жду продолжения.))

    ОтветитьУдалить